К сожалению, у Вас не установлен flash плеер.
Семинар 2014

Итоги работы методического семинара с профессорско-преподавательским составом МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича
21-23 января 2014 г.

Основной темой для обсуждения на январском трехдневном методическом семинаре для профессорско-преподавательского состава МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича в 2014 году стало совершенствование качества подготовки как ключевой фактор модернизации профессионального образования.

Открыл пленарное заседание ректор Яндовский А.Н., поставил перед работниками института задачи по совершенствованию качества подготовки специалистов: привлечение к разработке программ и оценке результатов обучения представителей от работодателя; обобщение и распространение передового инновационного опыта; совершенствование информационного обеспечения реализуемых ООП; повышение качества подготовки с учетом тенденций современного европейского образовательного пространства, и др.

Руководитель Управления туризма Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города МосквыКозлов И.Г. ознакомил с современным состоянием и тенденциями развития отечественной туриндустрии, в т.ч.  образованием франшиз, агентских сетей, общественных организаций. Подчеркнул важность психологического аспекта взаимоотношений «клиент-турфирма», а также непрерывность и законченность образования, как основных принципов при подготовке кадров для отрасли.

   

   

Проректор по учебной и методической работе Гернеший В.В. осветил основные положения нормативно-правовой базы профессионального образования: основные задачи нового Закона об образовании, структуру системы образования, виды образования, формы реализации образовательных программ, процедуры лицензирования и государственной аккредитации вузов, требования Федеральных государственных образовательных стандартов, новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, права и обязанности участников образовательного процесса. Читать полностью >>>

Начальник Учебно-методического центра УМО по образованию в области сервиса и туризма Илюхина Г.И. рассказала о модернизации ФГОС, о прикладном и академическом бакалавриате. Трудоемкость и структура программ высшего и среднего профессионального образования представлены в таблице:

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ

 

Объем программ бакалавриата
с присвоением квалификации:

Объем программы магистратуры

Академический бакалавр

Прикладной бакалавр

Блок 1 

Дисциплины (модули)

213-216 201-207 51-69

Базовая часть

90-111 78-102 15-24

Вариативная часть

     
Блок 2 

Практики

15-21 24-33 45-60
Блок 3

Государственная итоговая аттестация

6-9 6-9 6-9

Объем программы

240 120

Часть выступления Галина Ивановна посвятила академической мобильности. Читать полностью >>>

Во второй день семинара участники работали по трем секциям, на которые были приглашены представители ведущих турпредприятий города Москвы, и где обсуждались конкретные проблемы, вырабатывались рекомендации по методикам преподавания, содержанию учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

В рамках работы секций были выработаны следующие рекомендации:
1. Создать в библиотеке института базу данных электронных ссылок для исследовательской деятельности магистров.
2. При разработке учебно-методических комплексов дисциплин большее внимание уделять методическим указаниям по самостоятельной работе студентов, в связи с увеличением часов СРС по учебным планам бакалавриата и магистратуры. Конкретизировать методы сбора и обработки информации в научно-исследовательской работе студентов.
3. Отказаться от объединения студентов разных специальностей в поточные лекции.
4. Включить раздел «контроль самостоятельной работы студентов» в нормы времени ППС второй половины дня и учесть обязательные срезовые контрольные работы не менее 2 раз в семестр.
5. В журнале «Вестник МГИИТ» создать специальную рубрику по методической работе и ввести практику распространения по кафедрам раздаточных материалов.
6. Перед избранием ППС по конкурсу в обязательном порядке проводить открытые интерактивные занятия с последующим обсуждением.
7. Определяя УМК как систему дидактических и программно-технических средств обучения, представляется  целесообразным начинать процесс проектирования учебно-методического сопровождения дисциплины «Профессиональный иностранный язык» с проектирования компетентностной модели выпускника и модели его языковой подготовки.
8. В качестве теоретических предпосылок разработки такого УМК предлагается использовать принципы технологичности, интерактивности, профессиональной ориентированности, адаптивности, универсальности, мультимедийности, ориентации на личность студента,  межпредметности, проблемности, деятельностной ориентации, аутентичного образовательного контекста, социокультурности.
9. Рекомендовать следующую структуру УМК по дисциплинам  профессионального иностранного языка:

  • Рабочая учебная программа дисциплины.
  • Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины.
  • Учебники и учебно-методические пособия.
  • Иллюстративный (презентации Power point, информационные бюллетени, рекламная продукция и т.д.)  и раздаточный материал по темам программы.
  • Методические рекомендации по изучению дисциплины.
  • Методические рекомендации и указания для самостоятельной работы обучающегося.
  • График выполнения и сдачи заданий самостоятельной работы обучающегося по дисциплине.
  • Материалы для самостоятельной работы обучающегося: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля, задания по выполнению текущих видов работ, рефератов и других заданий с указанием трудоемкости и литературы.
  • Профилированный терминологический словарь.
  • Учебные материалы для проведения интерактивных занятий.
  • Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий.
  • Фонды контрольно-оценочных средств:
    - для текущего, промежуточного и итогового контроля;
    - для оценивания степени общекультурных и профессиональных компетенций (паспорт компетенций)
  • Перечень аудиторий, кабинетов и лабораторий.

10. При составлении рабочей программы по профессиональному иностранному языку рекомендуется использовать принципы междисциплинарности, интегративности и селективности.

  • Междисциплинарный подход способствует упорядоченности и организованности знаний в самых разных областях науки.
  • Принцип интегративности способствует созданию языковой личности специалиста, у которого формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции происходит на основе взаимопроникновения и взаимодополнения лингвистических и коммуникативных навыков с профессиональными навыками.
  • Принцип селективности в обучении языку для профессиональных целей означает, что его изучение проводится не вообще, а строится применительно к требованиям будущей профессии, личности специалиста, который стремится получить не только знания языка, но и средствами иностранного языка получить новые профессиональные знания. Поэтому, при составлении программы по профессиональному иностранному языку необходимо учитывать содержание разделов и тем профессиональных модулей образовательной программы.

11. Оптимизации обучения иностранным языкам студентов МГИИТ может способствовать:

  • соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и нормативных документов, разработанных в рамках Болонского процесса;
  • создание профессионально-ориентированных учебно-методических пособий;
  • профильная направленность в преподавании иностранного языка, связь с будущей профессией; принцип междисциплинарных связей;
  • педагогическое сотрудничество с профильными кафедрами;
  • преподавание иностранного языка по коммуникативной методике с применением элементов современных интенсивных отечественных и зарубежных методов, с широким использованием мультимедийных средств обучения и компьютерных технологий;
  • иноязычная внеаудиторная работа со студентами в рамках организации и проведения таких общеинститутских мероприятий как,  конференции, тематические программы на иностранном языке, фестивали и конкурсы, встречи с носителями языка и со специалистами отрасли;
  • посещение студентами страны изучаемого языка с целью погружения в естественную языковую среду и ознакомление с туристскими дестинациями;
  • летняя языковая практика студентов в рамках волонтерской работы;
  • участие в студенческом международном сотрудничестве, программах двойных дипломов в рамках академической мобильности.

В заключительный день была заслушана информация модераторов секций о выработанных рекомендациях. О качестве содержания и оформления учебно-методического обеспечения выступили начальники учебного отдела Алексеева М.В., технических средств обучения Чебанов К.К., методического отдела Яковлева Е.В. Читать полностью >>>

Предложено издать сборник научно-методических материалов по результатам работы семинара в целях обобщения и распространения инновационного педагогического опыта профессорско-преподавательского состава МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича.

ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
С ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича

Привлекаемые категории работников:
– деканы факультетов;
– заместители деканов;
– заведующие кафедрами;
– заведующая библиотекой;
– ведущие специалисты кафедр и деканатов;
– профессоры;
– доценты; старшие преподаватели;  преподаватели;
– начальники отделов (учебного, методического, ТСО, ЦМК)

Цель семинара:   повышение методического мастерства профессорско-преподавательского состава МГИИТ,  выработка  единых подходов к содержанию и разработке методического обеспечения учебного процесса с учетом требований  модернизации высшего образования РФ.

Задачи семинара:
– изучение новых нормативных документов Министерства образования и науки РФ;
- изучение требований работодателей, предъявляемых к качеству выпускников туристских вузов;
– обобщение и распространение инновационного педагогического опыта преподавателей МГИИТ;
– обсуждение путей совершенствования качества подготовки с учетом тенденций современного европейского образовательного пространства;
–  совершенствование информационного обеспечения реализуемых образовательным программам;
– выработка единых требований к содержанию учебно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом  развития современной туристской отрасли;
– уточнение методических рекомендаций по совершенствованию сопровождения самостоятельной работы студентов.

 

Первый день – 21 января (актовый зал)

Тема дня: «Совершенствование качества подготовки – ключевой фактор модернизации профессионального образования»

п.п.

Тема выступления

Время

Докладчик

Должность

1.

 

Современное состояние и тенденции развития отечественной туриндустрии. Требования, предъявляемые к подготовке кадров.


10.00-10.30

И. Г. Козлов

Руководитель Управления туризма Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы

2.

Задачи института по совершенствованию качества подготовки специалистов для туриндустрии

 

10.30-10.40

А.Н. Яндовский

Ректор ГАОУ ВПО МГИИТ

3.
 

Основные положения нормативно-правовой базы профессионального образования в части совершенствования качества образования

 

10.40-11.00

В.В. Гернеший

Проректор по учебной и методической работе

4.

О модернизации федеральных государственных образовательных стандартов. Видение УМО по формированию компетенций выпускников вузов в области сервиса и туризма

11.00-11.20

Г.И. Илюхина

Начальник Учебно-методического центра УМО по образованию в области сервиса и туризма

5.

Аспекты качества образования в условиях уровневой подготовки. Разработка учебно-методических материалов для сопровождения учебного процесса

11.20-11.50

 

Н.В. Борисова

Профессор ИКВО НИТУ МИСИС

 

Перерыв на обед

12.00-13.00

 

 

6.

Роль и место системы менеджмента качества МГИИТ в компетентностной модели подготовки специалистов туриндустрии


13.00-13.20

Е.А. Шкабура

Руководитель Центра менеджмента качества

7.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, как эффективный инструмент повышения качества подготовки

 

13.20-13.40

К.К. Чебанов

Начальник отдела ТСО

8.

Интернационализация МГИИТ, как фактор его конкурентоспособности в глобальной образовательной среде и повышения качества подготовки выпускников

 

13.40-14.00

С.Ж. Умарканова

Доцент кафедры лингвистического обеспечения

проф. деятельности

Второй день – 22 января (аудитории)

Работа секций: «Современные требования к содержанию учебно-методического обеспечения образовательного процесса»

Секция 1 – модератор Арифуллин М.В., декан факультета «Туризм и гостеприимство»

Участники: профессорско-преподавательский состав выпускающих кафедр

«Туризм», «Гостиничное дело», «Экономика туриндустрии», «Менеджмент и маркетинг туризма», Центр менеджмента качества

аудитории

тема выступления

время

докладчик

должность


ауд. 407

 

Стратегия аттестации персональных достижений студентов на каждом этапе освоения ООП. Индикаторы оценки уровня приобретенных компетенций.


10.00-10.20


М.В. Арифуллин


Декан факультета «Туризм и гостеприимство»

 

Комплексная деятельность кафедры по созданию фондов оценочных средств. Контроль аудиторной и самостоятельной работы студентов.


10.20-10.40

 

В.П. Белова

Заведующая кафедрой «Менеджмент и маркетинг туризма»

 

Анализ качества содержания и тематики ВКР по специальности «Туризм» за 2013 год и меры по устранению недостатков.


10.40-11.10


Г.Н. Кутепова


Заведующая кафедрой «Туризм»

 

Этапы выполнения и контроль научно-исследовательской работы магистров. Особенности подготовки диссертации в магистратуре.

 

11.10-11.40


А.А. Зайцев


Заведующий кафедрой «Экономика туриндустрии»

 

Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности, владения методами сбора и анализа информации

11.40-12.00

М.М. Симонова

Заведующая кафедрой «Социология и право»

 

Перерыв на обед

12.00-13.00

 

 

 

Логическая последовательность и содержание производственных (в том числе преддипломной) практик для формирования профессиональных компетенций

13.00-13.20

Н.И. Ковалева

Заведующая кафедрой «Гостиничное дело» 
 

 

Подготовка студентов к проектной деятельности и разработка туристского продукта в дипломном проекте.

13.20-13.50

Т.А. Ирисова

Доцент кафедры «Туризм»

 

Круглый стол с представителями работодателей: «Требования к практическим навыкам выпускника туристского вуза». Выработка рекомендаций по содержанию учебно-методического обеспечения образовательного процесса

 

13.50-14.30


М.В. Арифуллин


Модератор

Секция 2 – модератор Боброва Т.В., декан факультета «Экономика и управление»

Участники: профессорско-преподавательский состав кафедр

«Социология и право», «История и философия науки», «Информационные технологии и математика»,
«Психология управления», предметно-цикловая комиссия, методический отдел

 

ауд. 408

Логика построения ООП бакалавриата и магистратуры. Содержательная связь дисциплин гуманитарно-социального и естественнонаучного циклов с профессиональными дисциплинами


10.00-10.30

 

Т.В. Боброва

 

Декан факультета «Экономика и управление»

 

Инновационные технологии обучения в магистратуре и аспирантуре. Авторские курсы и программы, учитывающие профессиональную и региональную специфику


10.30-11.00

 

А.Н. Третьякова

 

И.о. заведующей кафедрой «Психология управления»

 

Формы проведения интерактивных занятий по гуманитарным дисциплинам. Индикаторы качества результатов интерактивного занятия

 

11.00-11.30

 

Н.М. Стрижова


Председатель ПЦК

 

 

Разработка объективных процедур оценки уровня знаний и компетенций выпускников. Технологическая карта как форма контроля качества подготовки

 

 

11.30-12.00

 

Е.В. Яковлева


Начальник методического отдела

 

перерыв на обед

12.00-13.00

 

 

 

Разработка контрольных работ по гуманитарным дисциплинам с практико-ориентированными заданиями для студентов-бакалавров туристского вуза


13.00-13.20


Н.Н. Дворникова

Ст. преподаватель кафедры «История и философия науки»

 

Инновационные формы и методы контроля самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения


13.20-13.40

 

И.Е. Казакова

Профессор кафедры «Информационные технологии и математика»

 

Анализ результатов социологического исследования «Учебная мотивация студентов МГИИТ»

 

13.40-14.00

Ю.М. Вахтель

Ст. преподаватель кафедры «Социология и право»

 

Обсуждение и выработка рекомендаций по содержанию учебно-методического обеспечения образовательного процесса

14.00-14.30

Т.В. Боброва

Модератор

Секция 3 – модератор Петрашевская Е.Г., заведующая кафедрой «Английский язык»

Участники: профессорско-преподавательский состав кафедр

«Лингвистическое обеспечение профессиональной деятельности», «Европейские и восточные языки», «Английский язык»,
отдел технических средств обучения, учебный отдел


ауд. 403

Особенности методик обучения иностранным языкам студентов вуза туристского профиля для формирования профессиональных компетенций согласно требованиям ФГОС

 


10.00-10.30

 

Е.Г. Петрашевская

 

Заведующая кафедрой «Английский язык»

 

Методика проведения практических занятий по формированию навыков устной коммуникации в профессиональной деятельности: деловые переговоры и диалоги, проведение экскурсии на иностранном языке


10.30-11.00

 

О.А. Фролова

 

Доцент кафедры «Английский язык»

 

 

Методика проведения практических занятий по формированию навыков письменной коммуникации в профессиональной деятельности

 


11.30-12.00

 

Т.И. Милостивая

 

Доцент кафедры «Английский язык»

 

перерыв на обед

12.00-13.00

 

 

 

Технология обучения иностранным языкам студентов заочной формы обучения. Контрольные работы и методическое обеспечение по их выполнению

 


13.00-13.20

 

М.И. Михеева

 

И.о. заведующей кафедрой ЛОПД

 

Методика использования компьютерных программ и интернет инструментария при обучении иностранным языкам

 

 

13.20-13.40

 

О.Р. Бондаренко

 

Профессор кафедры ЛОПД

 

 

Учебно-методическое обеспечение и инновационные технологии преподавания второго иностранного языка


13.40-14.00

 

Н.В. Грачева

Доцент кафедры «Европейские и восточные языки»

 

 

Выработка рекомендаций по содержанию учебно-методического обеспечения и по оптимизации обучения иностранным языкам студентов МГИИТ

 


14.00-14.30

 

Е.Г. Петрашевская


Модератор

Третий день – 23 января (актовый зал)

Тема дня: «Качество учебно-методического обеспечения – необходимое условие повышения качества подготовки»

№ п.п.

тема выступления

время

докладчик

должность


1.

Локальные акты МГИИТ по учебной деятельности. Результаты методической работы преподавателей в виде учебников, учебных пособий, УМК

 

 

10.00-10.30

 

Е.В. Яковлева

 

Начальник методического отдела

 

2.

Основные требования к ведению учебной отчетной документации. Особенности учета освоения учебного материала в системе зачетных единиц. Балльно-рейтинговая система как инструмент мотивации студентов

 


10.30-11.00

 

М.В. Алексеева

 

 

Начальник учебного отдела

 

3.

 

Требования по использованию мультимедийных средств обучения и компьютерных классов.

Оформление учебно-методических изданий для электронной библиотеки института

 


11.30-12.00

 

К.К. Чебанов

 

Начальник отдела ТСО

 

перерыв на обед

12.00-13.00

 

 


4.

 

Информация модераторов секций по результатам работы и выработанным рекомендациям

 

13.00-14.00

 

Арифуллин М.В.

Боброва Т.В.

Петрашевская Е.Г.

 

Декан факультета ТиГ

Декан факультета ЭиУ

Зав. кафедрой англ.языка


5.

 

Подведение итогов работы семинара

 

14.20-14.30

 

В.В. Гернеший

 

Проректор по учебной и методической работе