К сожалению, у Вас не установлен flash плеер.
Семинар 2012

МАТЕРИАЛЫ  МЕТОДИЧЕСКОГО  СЕМИНАРА

С  ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ  СОСТАВОМ
ГАОУ ВПО МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича
январь-февраль 2012

Ежегодный январский методический семинар для профессорско-преподавательского состава МГИИТ стал традиционной формой повышения квалификации, позволяющей коллегам не только обменяться новыми знаниями и инновационным опытом, но и в ходе публичной полемики найти оптимальные пути решения профессиональных задач.

Цель семинара: повышение качества обучения и методического сопровождения учебного процесса в условиях модернизации высшего и среднего профессионального образования.

Задачи:

- изучение нормативных документов по модернизации высшего и среднего профессионального образования;
- выработка единого подхода МГИИТ к требованиям реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования в современных условиях;
- разработка рекомендаций по формированию учебно-методических комплексов и рабочих программ учебных  дисциплин;
- внедрение инновационных педагогических технологий в учебный процесс;
- совершенствование методического сопровождения самостоятельной работы студентов заочной, очно-заочной и очной  форм обучения;
- обсуждение системы менеджмента качества как инструмента управления качеством образования.

В 2011 году МГИИТ стал государственным автономным образовательным учреждением, в связи с чем у коллектива возник ряд вопросов к ректору. А.Н. Яндовский разъяснил организационные и финансовые особенности нового статуса института. Смена типа на автономное учреждение выгодна вузам, которые: готовы модернизировать образовательный процесс; выйти на рынок образовательных услуг, в т. ч. и с инновационными программами; конкурировать за бюджетные и внебюджетные средства; имеют навыки поиска дополнительных финансовых источников, сложившуюся практику получения существенных внебюджетных доходов; готовы взять на себя риски самостоятельной деятельности. Автономное учреждение лучше приспособлено для существования в конкурентной среде. Подробнее >>

Тема первого дня семинара:
«Модернизация системы высшего (среднего) профессионального образования»

Первый день работы семинара был посвящен изучению нормативных документов, опубликованных в 2011 году в области высшего образования. Проректор по учебной и методической работе В.В.Гернеший в докладе «Новые нормативные документы Министерства образования и науки РФ по модернизации высшего и среднего профессионального образования» отразил основные положения проекта федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации",  Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) 2011-2015 гг., Государственной программы «Столичное образование» на 2012—2016 гг., а также Постановлений Правительства РФ  № 174 от 16.03.11 и № 184 от 21.03.11 и приказов Рособрнадзора. Модернизация образования осуществляется по двум центральным направлениям: кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Стержневые задачи модернизации: повышение доступности,  качества и  эффективности образования. Подробнее >>

Проблему «Выполнение требований ФГОС и запросов работодателей при формировании планов среднего профессионального образования» осветила заместитель декана факультета «Туристский сервис» И.Б.Ненашева, подчеркнув, что ФГОС СПО содержат новые подходы и радикальное обновление структуры и содержания довузовского профессионального образования, в соответствии с которыми они в большей степени ориентированы на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей. Подробнее >>

Об условиях освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки и переаттестации дисциплин доложила заместитель начальника учебного отдела  М.В. Алексеева.

Сокращенная основная образовательная программа бакалавриата может реализовываться вузом для лиц,  имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных уровней (неполное высшее профессиональное образование, бакалавр, дипломированный специалист, магистр). Соответствующими специальностями среднего профессионального образования и направлениями подготовки бакалавров считаются такие, которые отнесены соответственно Перечнем специальностей среднего профессионального образования и Перечнем направлений подготовки высшего профессионального образования к одной укрупненной группе направлений (специальностей). Подробнее >>

В нашем институте активно внедряются новые средства информатизации для реализации основных образовательных программ с использованием дистанционных технологий, о чем шла речь в выступлении декана факультета заочного обучения  Г.Ф. Кудрявцева. Наглядно продемонстрировал применение новых технологий в дистанционном обучении Д.А. Замолодчиков, системный администратор отдела технических средств обучения МГИИТ.

Завершился первый день семинара докладом декана факультета «Экономика и управление» Т.В. Бобровой об организации на факультете учебного процесса с использованием системы зачетных единиц. Речь идет не о формальных изменениях в системе образования, а об изменении образовательной ментальности всех субъектов образовательного процесса и поведенческого стереотипа личности в образовательной среде. Подробнее >>

ИТОГИ  ПЕРВОГО ДНЯ СЕМИНАРА:

Как и должно быть при обсуждении насущных вопросов, не обошлось без острой дискуссии и заинтересованных предложений от участников семинара. В частности, решено обратить внимание на проблему нормативного закрепления объемов и времени, затрачиваемого студентами на различные формы самостоятельной внеаудиторной работы.

Также подчеркнута возможность регулирования освоения студентами установленного количества зачетных единиц при составлении индивидуальных учебных планов.

Тема второго дня семинара:
«Внедрение инновационных педагогических технологий в учебный процесс»

Насущным вопросом этого дня стал учебно-методический комплекс дисциплины: его назначение, содержание, порядок разработки и утверждения. Начальник методического отдела  Е.В. Яковлева еще раз напомнила о требованиях, предъявляемых к УМК, в соответствии с новым «Положением об учебно-методическом комплексе дисциплины», утвержденным ректором 24.11.2011г. Подробнее >>

Особую актуальность для нашего института имеют учебно-методические указания для студентов заочной формы обучения. Назрела необходимость разработать единые рекомендации и требования к структуре и содержанию данного вида материалов, особенно контрольных работ и заданий для самостоятельной работы.

Одобрением встретил профессорско-преподавательский состав института решение провести в 2012 году конкурс на лучший учебно-методический комплекс. Заведующая кафедрой «Туризм» Г.Н. Кутепова поделилась с коллегами идеями о содержании и оформлении документов, входящих в УМК. Подробнее >>

  

Заведующий кафедрой «Экономика туриндустрии» А.А. Зайцев и заведующая кафедрой «Лингвистическое обеспечение профессиональной деятельности» О.А. Бурукина говорили о разработке и совершенствовании учебно-методических материалов, обеспечивающих внедрение  инновационных педагогических технологий в учебный процесс. Подробнее >>

Заведующая кафедрой «Социология и право» М.М. Симонова подробно на примере дисциплин «Культурология» и «Социология» рассказала об учебно-методическом сопровождении самостоятельной работы студентов очной и очно-заочной форм обучения. Исходя из понятия «самостоятельная работа» можно выявить важное и необходимое условие организации самостоятельной работы студентов - это формирование умений самостоятельно приобретать знания, навыки и возможность организации учебной и научной деятельности. Подробнее >>

На кафедре имеется богатый опыт  разработки контрольных заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплинам гуманитарно-социального цикла, примеры которых были представлены вниманию коллег.  Подробнее >>

В завершение дня был дан анализ интерактивных занятий в МГИИТ за I семестр и рассмотрен  педагогический опыт преподавателей-инноваторов. От кафедры истории и философии науки выступил доктор военных наук, профессор А.П. Дудь. Подробнее >>

Доктор психологических наук М.В.Полевая  рассказала о том, какие формы проведения интерактивных занятий используются на кафедре психологии управления для студентов бакалавриата и рекомендовала коллегам разрабатывать и издавать рабочие тетради для практических занятий.

Старший преподаватель кафедры туризма А.О. Яворская поделилась опытом проведения деловой игры. Огромное значение имеет подготовительный этап, когда ставятся цели, задачи, распределяются роли, выявляются лидеры. Непосредственно деловая игра требует организованности и ответственности всех участников. Наконец, обязательным этапом является подведение итогов игры и анализ достигнутых результатов.

ИТОГИ  ВТОРОГО  ДНЯ  СЕМИНАРА:

По итогам обсуждения различных аспектов методического сопровождения учебного процесса решено разработать новые Рекомендации по разработке и требования к структуре и содержанию учебно-методических материалов для студентов заочной формы обучения, в том числе контрольных заданий.
Кафедрам рекомендовано больше внимания уделять обобщению педагогического инновационного опыта, проводить анализ учебных занятий на заседаниях кафедры, организовывать взаимопосещения, издавать учебно-методические пособия, публиковать методические материалы в электронной библиотеке.